Про злых и добрых
принцев, или «Если мы в тебя поверили»…
Про одного героя детского
мультика в частности и про Любовь к Героям
вообще.
Кимури
Зло в чистом виде – скучно.
Поэтому его почти не бывает.
Поэтому так быстро вырастают из «типично
детских» мультфильмов и книжек, такого
химически чистого продукта цивилизации.
Питание для определенного возраста, в
котором нужен злодей «для приключений», и
чтобы быть хорошим самому – это так просто,
когда Сражаешься с Настоящим Злом.
Зато, когда неоднозначность еще не
признается и не ощущается, так легко
поверить, что такой-то злой персонаж не
может быть совсем злым! «Он нам нравится –
значит, он не плохой!»
«А почему тогда он злодействует?»
«Ну.. Он исправился в конце!»
А почему?
На это ответа нет, потому что в упомянутом …
ну хорошо, творении цивилизации, этот ответ
не предусмотрен. Потому что там – шаблон
характера. Этот злой, глупый, и громила; тот
жестокий, нервный, на всех бросается.
А вот этот –красивый, но жестокий, любит
цветы - и войну, восхищается храбрыми
врагами и еще больше хочет их победить… а,
да, ему еще вражеская девушка нравится, но
он все равно хочет ее убить.
Последний шаблон в мозги нормального
ребенка/подростка не влезает. Или в мозги
влезает, а в душе не умещается. То, что для
выросших нас называется любезным сердцу
читателя словом «неоднозначность»,
начинается вот с такого протеста и требует
логического обоснования. Как это –
нравится, но хочет убить? Как такое возможно?
Он что, совсем гад? Но он же мне нравится, он
не может быть таким гадом! Он, наверное,
хороший!
Даже в 15-16 лет не все могут честно признать,
что им просто нравятся красивые гады.
Внешне там, как экспонат в музее, на который
можно любоваться. Наверное, не тот возраст,
чтобы смиряться с таким порядком вещей…
И вот такая реакция на шаблонного персонажа,
как мне кажется, отражает реальное
положение в голове. Для того, чтобы поверить,
что человек хороший, нужно совсем немногое.
Гораздо меньше, чем нужно, чтобы верить в
плохое.
Может быть, это отражает исходно хорошее в
человеке. То, во что верили гуманисты
прошлого, революционеры и советские
фантасты 20 века. «Чужая жизнь со стороны
всегда видится прекрасной и значительной…»
(Ефремов).
К сожалению, этот же механизм заставляет
милых девушек влюбляться в симпатичных
негодяев, когда все их, девушек, хорошее
начинает дружно против них самих работать.
«Он хороший, красивый, добрый, я его люблю,
значит, он не может быть плохим…»
Кстати! Ведь и этот шаблончик тоже в
мультфильме есть… К вашим услугам, дамы.
Посмотрите и запомните.
Только носитель такого шаблона волнения у
зрителей не вызывает. С ним все понятно,
факт регистрируется и уходит в память под
ярлыком «вот так тоже бывает». А красивый
злодей продолжает интриговать.
Особенно когда ведет всю злодейскую
команду спасать положительных героев от
Левого Негодяя. И отправляется спасать
Красивую Вражескую Девушку прямо к нему в
логово.
Все, ловушка захлопнулась. Впечатлительные
юные зрители, а особенно зрительницы, до
конца сериала будут выжидать появления
Красивого Неоднозначного Героя на экране и
мучиться вопросом «любит - не любит». А
каков лучший способ в себя влюбить?
Заставить думать о себе подольше.
Есть подозрение, что именно это и произошло
с героиней. Несколько намеков по сериалу (в
обеих версиях) разбросано… Ну а с нами,
зрителями Первого Иностранного Сериала (для
очень многих), это произошло однозначно.
Сейчас мне даже передать трудно ту радость,
которую испытала, когда в конце фильма
Неоднозначный Злодей отправляется
завоевывать сердце Героини. «Ура!!! – вопило
что-то внутри. – Я не ошиблась!!! Он ХОРОШИЙ!!
Он ИСПРАВИЛСЯ!! Он ее Правда ЛЮБИТ!!» Причем
самая большая радость – что я не ошиблась и
что исправился. А «любит» - это уже
конкретное проявление, хотя тоже
замечательно.
Потому что немного вещей доставляют такую
радость, как переход достойного (то бишь
умного, интересного, обаятельного или хоть
просто красивого!) врага на сторону Хороших.
А недостойный враг… смотри первую строчку.
Просто зло – неинтересно. А непростое – уже
живой человек, а живой человек меняется, его
можно увлечь, перетянуть… влюбить…
полюбить.
Это гораздо интереснее, чем регулярные
подвиги Хороших Парней. Сюда уже можно и
философию подкладывать! Причем не какую-нибудь,
а аж библейскую (чур, не кидаться помидорами!!).
Что там было про то, что исправление одного
грешника радостнее подвигов сотни
праведников?
О! Кажется, мы уже в миф залезли. Не слишком
ли глубоко для детского сериала?
Ну ладно, посмотрим поближе. По фантастике,
как близкому и хорошо известному жанру.
Навскидку – двое: Шорр Канн из классической
космооперы Гамильтона «Звездные короли» и
«возвращение на звезды». Мне из-за него
вторая книга до сих пор нравиться гораздо
больше. И некий граф Хьюлам д'Аверк из книги
Муркока «Рунный посох», который даже
манерами кое-кого напоминает – ходит в
кружевах, эстетничает, притворяется
больным, а оказывается отменным бойцом.
Доброжелателен к главному герою, а после
того, как главный герой невольно спасает
ему жизнь – принимается «возвращать долги»
и увязает в «хорошей стороне» по уши.
Что характерно, помянутые книги для меня
лично этими героями и ценны.
Что же происходит со зрителями дальше,
когда заканчивается сериал и проходит
вспышка радости?
Сплошная неудовлетворенность. А когда; а
где; а зачем эта «позитивная реморализация»
в конце?
А почему не САМ?
Мы хотим доказательств! Действием!
Шаблон работает против себя. Разбросанные
намеки на неоднозначность провисают в
конце, разработать интрижные линии
посерьезнее японские авторы и не брались.
Там, где они берутся – возникают
восхитительные вещи, вроде «Утены», или
захватывающе-жутко-печальные, вроде «Евангелиона».
Но нам-то хочется глубины и ответов здесь,
от детского сериала с войнами роботов, куда
вдруг запихали красивого романтического
злодея и просто заставили его полюбить!!
Кроме шуток. От златоволосого злодейского
красавчика с розой в 80-е годы перлась вся
юная Япония.
И НАЧИНАЕТСЯ…
Любовь поклонников – штука тяжелая. Чтобы
ее пережить, нужно быть Личностью. С большой
буквы. От которой всякие измышления будут
отваливаться сами. Хотя, как показывает
пример обожаемых обширными фэндомами
героев, даже полноценная личность не всегда
спасает.
А перед нами… шаблон. Шаблончик даже.
Красивый (да, с этого начинается; некий
инстинкт не позволяет видеть зло в красоте,
по крайней мере, сразу!), умненький, хитрый,
обаятельный, эстетный, жестокий, но без
перебора. Рамочка. Контур. Раскраска в
детской книге – вот ближайшая аналогия,
которую я вижу сейчас, холодной частью
отпущенного мне ума. (Определила, часть? А
теперь иди отсюда!)
И мы сами выбираем цвета, в которые этот
контур раскрасить.
Бедный наш Неоднозначный Принц… Шаблон
может упираться скольку угодно и вопить «Да
я же злодей!! Я и этих убил, и тех, и в
алмазную шахту народ загнал, и девицу
приманкой ставил на героев!! Я ж гад!! Я ж
эгоист!!»
Поздно. Мы тебя уже любим. Мы в тебя уже
верим: ты – хороший. Или не верим, но это
пустяки. Мы выбираем любимые краски и
начинаем рисовать поверх Шаблона – Героя.
Ты будешь человеком, зараза такая, не
отвертишься. Будешь жить и мучится.
Станешь надменным ядовитым аристократом,
или разочарованным романтиком, или
остроумным авантюристом. Или печальным
безответно влюбленным. Или
закомплексованным юнцом, кабинетным
воителем, страдающим от несовершенства
мира (может, даже девственником). Или
классическим негодяем, вымещающим свои
комплексы на окружающем мире, а затем тебя
огреет Любовью Дальней по голове, отчего ты
сперва озлишься еще больше, а потом
запросишь пощады у собственных врагов,
потому что можно сдохнуть, но от этой грызни
в грудной клетке ты не сбежишь…
И твоя война завернет не туда, потому что
тупая махаловка будет тебе смертно скучна,
и мозги потребуют разнообразия…
Мы раскрасим тебя, и посмотримся в это
зеркало.
Р.С. По детскому сериальчику «Госёгун» в
Японии издали, между прочим, восемь романов-продолжений.
|